Регион

Враг не пройдет?

Второй день в невьянских школах, как и по всей стране, продолжаются проверки на предмет защищенности от внешней угрозы. Трагедия в Татарстане заставила всех в очередной раз обратиться к этой проблеме, а также ко многим другим.

После стрельбы в казанской гимназии №175, в результате которой погибли 7 учеников и два учителя, информационное пространство буквально взорвалось обилием выводов, требований и законотворческих инициатив. С разных сторон звучат предложения ужесточить контроль за социальными сетями, компьютерными играми и психическим здоровьем молодежи, и в то же время никому нет дела до человека в маске, который средь бела дня шагал по городу с винтовкой за спиной…Я не буду углубляться в посторонние и потусторонние темы, а остановлюсь на двух, которые в этот момент представляются мне самыми важными: защищенность школ и доступность огнестрельного оружия.

По словам начальника Управления образования НГО Надежды Головневой, все общеобразовательные школы в Невьянском районе оснащены по последнему слову законодательных требований. Везде есть системы видеонаблюдения и освещения по периметру, система оповещения внутри здания, кнопка тревожной сигнализации и охранник от ЧОПа, который все эти системы держит на контроле и следит, чтобы в школу не прошли посторонние. Только в 2019 году по линии антитеррора невьянские школы оснащены более чем на 50 миллионов рублей.

«Представительство» ЧОПов не требует родительской платы. В бюджет образовательных учреждений заложена эта статья расходов, сумма зависит от площади здания и количества учеников. Небольшие школы вправе сами выбирать охранное предприятие, школы побольше – через торги. Так или иначе, в местных школах представлены оба невьянских ЧОПа – «Альянс» и «Варяг-Урал», а также одно екатеринбургское предприятие. У многих родителей, конечно, возникают вопросы к «качеству» охранников (дескать, сотрудники в основном пожилые, а то и вовсе слабого пола), но для того набора функций, который на них возложен, и не требуется особых физических данных и сверхподготовки. Их задача вовремя заприметить угрозу и оповестить окружающих, в том числе отделение Росгвардии, на пульт которого выведен сигнал тревожной кнопки.

Качество этого сигнала, а также реакцию охраны на посторонних подозрительных людей (и аналогичные предметы) на территории школы как раз и проверяют комиссии с участием сотрудников полиции и Росгвардии.

Что еще можно сделать, чтобы на все 100% защитить наших детей и сотрудников школ от угрозы, с которой столкнулась казанская гимназия? Какие еще меры безопасности принять и усилить в школах? Вооружить охранников (сейчас они безоружны)? Но тогда они сами могут стать объектом нападений. Установить КПП у калитки и вести строгий досмотр всех входящих на территорию? Тогда перед школой в час пик растянется очередь. И вряд ли этот КПП даже с вооруженным охранником устоит под внезапным натиском очередного стрелка…

Теперь перейдем к вопросам, связанным с оборотом оружия. В этой части Невьянск, конечно, не может чем-либо отличаться от других городов – правила приобретения оружия одни для всех. Оружие в нашей стране можно приобрести (естественно, в рамках закона) для самообороны, охоты, стрелкового спорта и коллекционирования. Самый популярное назначение – охота, так как оно подразумевает разрешение на ношение оружия, если огнестрел куплен для самообороны, из дома его не вынести. Впрочем, оформить охотничий билет отнюдь не проблема.

Из противопоказаний к владению оружием: возраст до 18 лет, отсутствие медсправки (с положительным заключением офтальмолога, терапевта, нарколога и психотерапевта), непогашенная судимость за умышленное преступление (либо погашенная – за тяжкое или особо тяжкое преступление с применением оружия), два административных протокола за год за нарушение правил общественного порядка или правил охоты. Что касается самой процедуры оформления документов, то она при отсутствии противопоказаний занимает чуть более месяца.

Стоимость «владения», помимо расходов на само оружие: 2000 рублей – госпошлина за выдачу лицензии, примерно 5000 рублей – стоимость обучения и сдачи экзамена по безопасному обращению с оружием (продолжительность курса – несколько часов) и 5000 рублей – стоимость сейфа для хранения. Цифры не самые большие, но вкупе с расходами непосредственно на ствол, получается ощутимо, и у меня вопрос, на какие деньги юные стрелки, устраивающие бойни в школах, так легко вооружаются.

Как видно, сложностей не так много, и первое, в чем эту процедуру можно усложнить – увеличить возраст, с которого допустимо владение оружием. На этом сейчас настаивают многие эксперты, и с ними сложно не согласиться…

Со специалистами, самыми близкими к оружейной теме, я сегодня пытался переговорить с самого утра. Речь о сотрудниках вышеупомянутой Росгвардии – именно в это ведомство входит бывшее полицейское подразделение по лицензионно-разрешительной работе. Думаю, всем нашим читателям было бы интересно и вполне уместно узнать количество стволов, зарегистрированных на территории, в каких целях они преимущественно приобретаются. Но сотрудники на местах лишены права общения с прессой – все информация только через пресс-службу. Оперативного ответа от росгвардейской пресс-службы, к сожалению, не поступило. Ждем его в течение 7 дней, отведенных законодательством «О средствах массовой информации».

Евгений КОНОВАЛОВ