О войне и не только
К жительнице Кировграда Вере Ивановне Паутовой я шел с «партийным заданием». Пару недель назад она откликнулась на объявление о поиске уроженцев деревни Обжорино, чьи отцы и деды погибли на фронтах Великой Отечественной. Деревенская инициативная группа, которая в этом году уже установила памятный знак на въезде, теперь задалась целью поставить памятник участникам войны. В общем, я сам напросился помочь невьянским краеведам, встретившись с Верой Ивановной (в девичестве Коноваловой), расспросив о ее детстве в Обжорино и в целом о судьбе. Это удивительный человек, который много чего успел в этой жизни, например, разыскал могилу отца – Ивана Степановича – в Бишкеке (бывшем Фрунзе), где он умер от ран в эвакогоспитале. И при этом в свои 89 лет Вера Ивановна прекрасная собеседница, которая все помнит, понимает и совершенно адекватно оценивает, в том числе происходящее сейчас…
Она помнит довоенное Обжорино, с двумя улицами (Ленина и Сталина), сливавшимися в одну, вдоль самого берега Невьянского пруда. Помнит 1937-й год, который прошелся по семье ее деда Дмитрия. Прошелся раскулачиванием за две коровы, две лошади и дом на пять окошек. Дом в разобранном виде увезли в Невьянск, а семью из трех человек – в неизвестном направлении. Чуть позже обратно вернулись только бабушка с младшим сыном, а судьба деда неизвестна до сих пор. Неизвестно и то, где погиб и похоронен сын «врага народа» – родной дядя Веры Ивановны, Андрей Дмитриевич, который вскоре ушел на фронт и пропал без вести в апреле 43-го…
Она помнит военные годы. Как летом 1942-го года в семье, в которой на тот момент было три дочки, родился долгожданный сын. Но отцу так и не довелось его увидеть – Ивана Степановича проводили на войну в конце 41-го.
Помнит, как помогала маме в совхозе и огороде, ходила пешком на невьянский рынок продавать молоко и торговала картофельными пирогами на станции Шурала. Как училась в деревенской школе-четырехлетке, вместе с односельчанами и детьми эвакуированных из Москвы. Когда от отца пришло известие, что он ранен и находится в госпитале в столице, семье «подвернулась» оказия: одна из московских семей как раз собиралась домой. Мама Веры напекла мужу пирогов. Но гостинцев из дома он так и не отведал – уже позже выяснилось, что на тот момент его эвакуировали дальше по стране, в Киргизию.
…Много лет спустя, в 2009 году, будучи ветераном труда и Кировградского завода твердых сплавов, будучи прабабушкой, она съездит на его могилу в Бишкек. Съездит в свои 75, одна и в другую страну. Путеводитель по столице Кыргызстана помог составить бывший председатель кировградского Совета ветеранов Николай Лысенко, но он Вере Ивановне не пригодился. Она останавливала прохожих, показывая ответ из бишкекского военного гарнизона – обычный лист бумаги, с рукописным текстом, в котором, в частности, значилось «…похоронен во втором ряду, одиннадцатая могила от входа…». Нашла. Поклонилась…
…Полный текст воспоминаний Веры Ивановны – в очередном, 46-м номере «МВ», который выйдет в свет 15 ноября.
Евгений КОНОВАЛОВ
Популярные записи
Драма в Шурале
В ночь на 21 августа в селе Шурала разыгралась драма, которая унесла две жизни. В больнице от множественных колото-резанных ран умер 50-летний мужчина, у которого в селе был дачный дом, а в этом доме обнаружено тело его спутницы, которая, предположительно,…