Регион

Яица: полет нормальный

Подорожание яиц и прочей продукции птицеводства оставило след уже не только в семейных бюджетах наших сограждан, но и в фольклоре. Благодаря народному творчеству слегка подкорректирован извечный вопрос. Теперь он актуален в таком виде: «Что же подорожало раньше: курица или яйцо»?

Дешевле 100 рублей за десяток яйца в магазинах уже не купишь. Дешевле – только в роликах в Интернете, снятых, например, в Белгороде, где к уличным лоткам с яйцами по 70 рублей с раннего утра выстроилась длинная очередь. Хотя, кажется, еще несколько месяцев назад десяток яиц стоил не дороже 60-ти, по крайней мере, в самом доступном сегменте.

Если верить официальной статистике, с начала года удорожание в среднем по стране с начала 2023 года составило 36,63% – почти 36,6, как физиологическая норма для здорового человека. В чем рупоры власти точно не врут, так это то, что основной рост пришелся на два крайних месяца: октябрь (23,9%) и ноябрь (15%). Что же способствует этому «полету» яйца? Куда оно летит? И скоро ли приземлится?

Рассуждая о причинах роста цен на «куринку», многие эксперты обращаются к основной экономической формуле – спрос рождает предложение. Спрос на продукты птицеводства в последнее время, действительно, вырос, потому как цены на мясо уже довольно давно ушли вверх, не оставив многим россиянам выбора, какие животные белки употреблять в пищу.

Другие специалисты уже успели увидеть на поверхности следы массовой истерии, во многом связанной с предстоящими новогодними праздниками. Дескать, народ желает урвать несколько десятков наперед, опасаясь, что перед самым Новым годом яйца окажутся на одной полке с красной икрой. Это как с гречкой и солью в недалеком прошлом, но вряд ли в сопоставимых масштабах. Ведь, в отличие от «бессмертных» круп, яйца можно хранить максимум 90 дней. До Пасхи они точно не доживут…

Отраслевые факторы, которые привели к росту цен, что называется, здесь и сейчас, мы решили обозначить не по материалам в федеральных СМИ, и не по комментариям чиновников, а по оценкам самих птицеводов. У нас же под боком бывшая Кировградская птицефабрика, ныне выпускающая продукцию под брендом «Куратье». И пусть фабрика уже много лет не специализируется на производстве именно яиц (в торговлю уходят небольшие партии – остатки от «родительского стада», которое используется, прежде всего, на воспроизводство бройлеров; хотя более полувека назад «Кировградская» начиналась как производитель яиц), аргументы у наших птицеводов примерно такие же, как у их коллег по всей стране. Материал об этом читайте на страницах очередного номера «МВ», который выйдет в свет в среду, 13 декабря.

Евгений КОНОВАЛОВ