Регион

…А выводы сделайте сами

Нашей газете стали известны подробности дорожной аварии, которая вчера унесла жизнь молодой женщины – многодетной мамы. Напомним, ДТП случилось в четвертом часу дня на 1 километре подъезда к Кировграду со стороны серовского тракта, неподалеку от Т-образного перекрестка с развилкой на трассу. «ВАЗ-2112» вынесло на встречную полосу, под груженый МАН.

 Я возвращаюсь к этой трагедии вовсе не из желания смаковать ужасные подробности или поделиться фотографией искореженной машины немного с другого ракурса…Я искреннее сочувствую родным и близким погибшей и прекрасно понимаю, что любые публичные обсуждения аварии точно не добавляют им душевного спокойствия. Но разговоры в любом случае будут, на кухнях или в соцсетях, потому что подобное вряд ли кого-то оставит равнодушным. Куда удивительнее и страшнее было бы другое: если бы гибель человека воспринималась как что-то заурядное и не достойное внимания. А наша задача, как уважающего себя СМИ, правильно извлечь и доступно донести до читателей тот урок, который преподнесла нам жизнь. Тот урок, который, возможно, кого-то убережет от гибели.

…В официальном релизе ГИБДД утверждается, что водитель «ВАЗ-2112» двигалась с «небезопасной» скоростью. В каких конкретных значениях эту скорость можно измерить, пока нигде не звучит. Есть только бесформенные останки машины, которые говорят о силе удара, и показания водителя встречного «МАНа». По словам мужчины, «двенашка» двигалась быстро и так же быстро оказалась на встречке, потеряв управление. При этом рулевому фуры оправдывать себя не в чем: он ехал по своей полосе, в ней же остался. Его скорость (в момент, когда нужно было что-то предпринимать, дабы избежать столкновения) составляла не более 50 километров в час. И дорожные условия (фура шла в горку, да еще и груженая), и протяженность тормозного пути в целом подтверждают его слова.

   По результатам дальнейшей проверки, у сотрудников ГИБДД появилось еще одно основание предполагать, что женщина торопилась. Торопилась забрать мужа с работы и как минимум однажды отвлеклась на то, чтобы написать ему сообщение. «Я еду» она отправила в 15 часов 15 минут, а уже в 15.20 первый наряд ГИБДД направился к месту аварии. Очевидно, ДТП случилось в этом временном промежутке. Никто не утверждает и не может утверждать, что само написание сообщения стало роковым, что именно в этот момент женщина потеряла управление, но в версию о спешке оно вполне укладывается…

 Кому-то может показаться, что оправдываются в этой ситуации сами дорожные инспекторы. И за дорожников, которые, как пишут в соцсетях, вовремя не убрали снег, и за самих себя, что, дескать, недоглядели. Масла в огонь подливают комментаторы, которые заприметили снегоуборочную технику уже на месте аварии. Мол, все опомнились и засуетились, когда трагедия уже случилась.

Развеять все сомнения на счет качества уборки позволяет программа «Дормонитор», с помощью которой балансодержатель дорог (областное Управление автодорог), а также гаишные инспекторы дорнадзора могут мониторить действия подрядной организации, обслуживающей дорогу. Мониторить в режиме онлайн и вносить свои рекомендации, если состояние какого-либо участка не вписывается в нормы. При этом проверяющий видит, когда по данному участку проходила снегоуборочная техника – информация доступна, благодаря системе ГЛОНАСС, установленной в каждой спецмашине.

По данным «Дормонитора», в последний раз снегоуборочная техника прошла по этому участку около 10 часов утра, ликвидировав последствия ночной непогоды. По нормативам, дорожники должны почистить региональные трассы не позже 6 часов после завершения снегопада.

Теперь, наверное, самый спорный момент, который сложно отрегулировать и нормативами, и с помощью мобильного приложения. Как быть, если снегопад не заканчивается или только начался? Или, что тоже вероятно, где гарантия, что дорожники выполнили работу качественно, а не просто проехались по маршруту, отметившись в «Дормониторе»? Условно промежуточные (на момент снегопада) требования таковы: на дороге допускается 2 сантиметра рыхлого снежного покрытия. Если на каком-то участке или на всей дороге этот слой больше, инспектор первым делом оценивает, когда здесь проходила спецтехника, а затем смотрит по программе, продолжается ли уборка в данный момент. Условно говоря, удостоверяется, не сидят ли дорожники без дела в то время, когда где-то есть недоработки. Рассчитывать, что у подрядчика появится гора техники и куча водителей, чтобы они могли немедленно примчаться по первому требованию или бесконечно колесить по всем дорогам, сегодня точно не приходится. В первую очередь, не хватает водителей, в том числе потому, что часть из них была мобилизована на СВО.

Изобрести более совершенный способ контроля, который позволит оценивать в том числе профессионализм снегоуборщиков, возможно, когда-то и получится. Но пока есть то, что есть. На основе данных «Дормонитора», кстати, дорога от Невьянска до Кировграда в ноябре прошлого года в течение дня закрывалась для общественного транспорта. Инспекторы зафиксировали неудовлетворительное состояние, заглянули в программу и не увидели спецтехнику на линии. Подрядчик был привлечен к ответственности, а заодно пострадали пассажиры рейса Невьянск – Кировград.

…В случае со вчерашней аварией, несмотря на то, что шел снег, а последняя спецмашина была здесь в 10 утра, инспекторы дорнадзора не зафиксировали «искомых» 2 сантиметра снега на дороге. Их не было, и спешно вызванная техника тут не при чем (ее вызвали для организации безопасного движения на частично перекрытой дороге). К тому же «МАНу» она попросту не могла подступиться, а замеры снежной каши производились возле него. Толщина слоя составила 1 см. И потому к дорожникам не возникло даже минимальных претензий.

Как говорят на одном популярном Ютуб-канале, выводы делайте сами. Даже в представленном обилии букв и затронутых тем эти выводы напрашиваются сами. Не спешите на дороге. Не спешите даже туда, где вас очень ждут. И адекватно оценивайте дорожные условия, ведь куда важнее сохранить здоровье и жизнь, причем не только себе, но и окружающим, чем потом, после трагедии, убедительно доказывать, что эти условия появились по чему-то недосмотру. Вернуть маму троим детям и явить на свет четвертого малыша это точно не поможет.  Берегите себя и тех, кто рядом, и еще раз мои соболезнования семье погибшей.

Евгений КОНОВАЛОВ