Были городскими, станем муниципальными
Несколько месяцев назад мы уже писали о том, что с 1 января более 50-ти городских округов в Свердловской области, в числе которых Невьянский, Кировградский и Верхний Тагил, поменяют статус на муниципальные. Изменения вызваны поправками в федеральный закон о местном самоуправлении, которые приняты еще в 2019 году, но с правом отсрочки до 2025 года.
По сути, все изменения сводятся только к смене одного слова в названии, а потому коснутся только уставных документов, вывесок и печатей. Вслед за внесением изменений в Устав муниципалитета, аналогичную процедуру предстоит провести руководителям муниципальных учреждений и предприятий, в названии которых фигурировало словосочетание «городской округ». С сотрудниками этих организаций будут заключены дополнительные соглашения к трудовым договорам, в котором пропишут изменения в наименовании работодателя.
Для жителей не поменяется ровным счетом ничего. В адресной системе по-прежнему будут актуальны старые названия, где до сих пор фигурирует такая административно-территориальная единица как район. Для получения почтовых услуг тоже не требуется новая терминология: при отправлениях главное правильно указывать почтовый индекс, а уж район или округ, городской или муниципальный, в данном случае неважно.
Впрочем, сам факт, что название меняется, пусть и на уровне официоза, для простого человека все же имеет значение. Хотя бы для самоидентификации и ответа на вопрос «Ты откуда?», когда в этом ответе мало указать «Свердловская область» и нет городской прописки, чтобы указывать название родного города. За 20 лет многие из нас не привыкли упоминать городской округ, а сейчас придется привыкать к новому варианту.
Какие цели преследовали законодатели, по чьей милости нам приходится менять статус, читайте ниже.
…Городскими округами наши территории стали в середине 2000-х, после вступления в силу федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления. Тогда, помнится, жители удивлялись новому статусу, особенно в тех районах, где много сельских населенных пунктов. Большое количество сел и деревень, в том числе крупных, вполне могло способствовать выбору другой модели местного самоуправления – муниципального района, с условным разделением на город и район, к которому бы относились сельские поселения. Это подразумевало наличие двух отдельных администраций, двух дум и двух бюджетов.
Двухуровневый способ управления избрали всего несколько территорий в Свердловской области, а подавляющее большинство поддержали одноуровневую систему в «форме» городских округов. Ее, в частности, поддержал и Невьянский район, который в ходе реформы целенаправленно отказался от статуса поселков городского типа для Цементного и Калиново, чтобы они стали сельскими и вписались в логику городского округа, с одним ярко выраженным центром – Невьянском. Цементовцам и калиновцам преподнесли это как благо: жителям стали доступны сельские льготы для бюджетников, сельские тарифы на электроэнергию. Но взамен большие села тогда утратили шанс на полноценное местное самоуправление.
Сейчас сложно сказать, правильный ли тогда был сделан выбор, добились ли города и районы больших успехов, если бы развивались по отдельности. Со своими бюджетами, своими думами и администрациями. Это тема для отдельного рассуждения.
Часть регионов России, которая изначально пошла по двухуровневому пути, со временем возвращалась на один уровень. Прежде всего, в целях экономии средств на содержание административного аппарата. И в первую очередь для таких регионов в 2019 году был принят федеральный закон, которым вносил поправки в закон о местном самоуправлении. Появилась новая форма организации – муниципальные округа. Она была актуальна для тех муниципальных районов, которые в свое время создавались без «участия» городов. После возврата к одноуровневой системе им был не к лицу статус городского округа.
При этом в поправках образца 2019 года закреплены три условия, которым отныне должен соответствовать городской округ. Во-первых, в самом городе должно проживать не менее чем 2/3 от численности жителей округа. Во-вторых, площадь города должна более чем в 2 раза превышать суммарную площадь сельских населенных пунктов. В-третьих, плотность городского округа должна не менее чем в 5 раз превышать среднюю плотность в России (на начало 2024 года это показатель составлял примерно 8,5 человек на квадратный километр). Поэтому статус городских округов оказался «великоват» даже для тех территорий, которые сразу выбрали одноуровневую систему, где долгие годы не возникало никаких административных и территориальных споров.
..Исполнение этой нормы было отложено более чем на 5 лет, до 1 января 2025 года. Страна ждала очередной переписи населения (она состоялась в 2021 году), а потом – ее итогов. Когда в регионах все посчитали, оказалось, что значительная часть городских округов уже не соответствует своему статусу.
В Свердловской области в муниципальные округа преобразуется 53 городских округа. В том числе Невьянский, Кировградский и Верхний Тагил. В областном законе, который принят в марте текущего года, нет отсылок на то, каким условиям не соответствует каждый из них. Но можно и самим провести расчеты. Невьянский ГО «отпадает» из-за двух третей: по данным на 1.01.2023 года, в муниципалитете проживало 37238 жителей, из них только 22030 человек – в самом Невьянске. Это 59%.
Кировградский ГО и ГО Верхний Тагил первому показателю соответствуют, а вот по третьему (плотность населения) – нет. В Кировградском ГО он составляет 36,2 человека на квадратный километр, в ГО Верхний Тагил – 35,54. А пятикратная средняя величина по
Что изменится от смены статуса? Областной закон сулит минимум перемен: муниципалитетам предстоит внести изменения в уставы, просто заменив одно слово другим: «городской» на «муниципальный» (чем они, к слову, уже заняты). Но остается масса других вопросов. Как быть с прочей нормативной базой, в которой тоже упоминаются городские, а не муниципальные округа? Как быть с наименованиями муниципальных учреждений и их уставными документами? За чей счет придется обновить вывески и печати? Готовых решений и финансирования пока нет…
Как нет абсолютно никакого толка от предстоящего переименования. Перечень вопросов местного значения для городских и муниципальных округов – один и тот же, а значит не стоит ожидать перемен в бюджетной политике. Возможности территорий останутся прежними. На фоне подобной бессмыслицы сложно говорить о том, что в России вообще сохраняется местное самоуправление. Ведь на то оно и самоуправление, что само должно определять такие ключевые моменты, как статус муниципалитета.
Евгений КОНОВАЛОВ
Популярные записи
Под утро выбился из сил
В придорожном кювете на улице Шевченко завершились вчерашние приключения для жителя Невьянска и его «Тойоты Ленд Крузера». До этого мужчина устроил два ДТП, повредив другие авто, и снес опору ЛЭП. Иномарка выдержала все вечерние испытания, оставалась на ходу, несмотря на…
Доверяй, но проверяй
Невьянцы активно обсуждают материалы в региональных СМИ по следам недавнего решения городского суда в отношение 35-летней местной жительницы, признанной виновной в присвоении чужого имущества в особо крупном размере. Работая старшей продавщицей в одном из ювелирных магазинов, она умыкнула с прилавков…
Операция «Гостинки»
Кировградские власти задались целью расселить две верхние гостинки – пятиэтажки на Дзержинского, 14 и 16. Дома, признанные аварийными несколько лет назад, являются практически необитаемыми, представляют опасность для окружающих и массу других проблем, а также явно не вписываются в представления кировградцев…