Регион

Отказал один «двигатель»

В Невьянском районе случился очередной сбой в расписании движения автобусов

В Невьянском городском округе очередной сбой в расписании движения пригородных автобусов. В минувшую пятницу один из перевозчиков «сошел с дистанции», что не замедлило сказаться сразу на нескольких рейсах. Отказным внезапно стало направление до Аятского (через Конево), и дабы прикрыть этот маршрут, рейс до Аятского (через Шайдуриху) на время сделан круговым, частично изменено расписание до Ребристого.

Несколько месяцев назад наша газета уже сообщала, что в сфере пассажирских перевозок в Невьянском районе складывается тревожная ситуация: сельских населенных пунктов – более 30-ти, постоянных автобусных маршрутов – около 10, а в летние месяцы к ним добавляется еще несколько. Как минимум половина рейсов, при нынешних, установленных РЭК тарифов на стоимость проезда, убыточные из-за низкого пассажиропотока. Транспорт стареет, а на его обновление перевозчики не могут выкроить средства. Городские власти тоже не в силах потратиться на новую технику, но ответственность за организацию пассажирских перевозок с них никто не снимал.

– Все это привело к тому, что мы были вынуждены пересмотреть свой подход, – комментирует начальник отдела городского и коммунального хозяйства администрации НГО Виктор Павликов. – Сейчас законодательством установлены два варианта «участия» муниципалитета. Мы можем заключить договор с перевозчиком либо на условиях регулируемых тарифов (тогда выпадающие доходы придется компенсировать из местного бюджета), либо на условиях нерегулируемых тарифов (в этом случае на стоимость билетов мы уже не влияем и следим только за выполнением расписания рейсов).

С этой дилеммой администрация столкнулась еще в конце прошлого года и провела независимую оценку состояния дел на каждом маршруте. Выводы были такими, что примерно половина рейсов являются убыточными для перевозчиков, и повысить их рентабельность можно либо за счет удорожания билетов (в случае, если пойти по пути нерегулируемых тарифов), либо за счет муниципальной поддержки (если тарифы будут регулируемыми). Примерный объем этих вложений городские власти определи на уровне около 10 миллионов рублей.

В итоге был выбран некий промежуточный вариант: перевозчикам доступны нерегулируемые тарифы, но маршруты выставлены на конкурс не по одиночке (дабы избежать резкого роста цен на убыточные рейсы), а двумя лотами, чтобы вместе с нерентабельными рейсами в одних руках оказались и более менее прибыльные. В лоте №1 были маршруты до цемзавода, Аятского (через Шайдуриху) и коллективных садов по тагильской трассе. Лот №2: быньговское и ребристовское направления, а также маршруты до кладбища и Аятского (через Конево).

– Конкурс признан состоявшимся только по первому лоту – договор заключен с ИП Ширшовым, – продолжает Виктор Юрьевич. – На второй лот заявок не было, поэтому до следующих конкурсных процедур мы оставили на этих маршрутах прежний порядок: перевозчики работали по действующим тарифам, установленным РЭК, но без договора с администрацией.

Как отмечают городские власти, не выход в рейс одного из перевозчиков, а именно ИП Красных, в направлении Аятского (через Конево), стал полной неожиданностью не только для пассажиров, но и для городских властей. Впрочем, винить предпринимателя можно разве что за «эффект внезапности», еще весной в комментариях для нашей газеты он признавался, что вряд ли сможет продолжить работу.

Образовавшаяся брешь была прикрыта другими перевозчиками: маршрутки до Аятского теперь идут по кругу (что, конечно, неудобно жителям той же Осиновки или Кунары, когда относительно короткий путь из Невьянска для них превращается в вечность), да и количество рейсов сокращено, что не радует жителей всех окрестных деревень. Определенные изменения произошли в расписании автобусов до Ребристого, плюсом к этому рейсы то и дело отменяются.

Но исправить положение в один момент, конечно, невозможно. Городские власти ведут переговоры с оставшимися перевозчиками, дабы поскорее «пристроить» второй лот и тем самым вернуться к прежнему расписанию и количеству рейсов по всем маршрутам.

Евгений КОНОВАЛОВ