Регион

Какули ли?

Большой общественный резонанс вызвало видео с реки Нейва, появившееся вчера в соцсетях. Один из местных жителей обследовал акваторию вблизи очистных сооружений и обнаружил в воде гниющую взвесь, которую окрестил последствиями сброса фекалий. На самом деле, зрелище не из приятных. И запах, судя по комментариям автора, такой же.

После публикации видео, как по тревоге, на место выезжали и представители «Невьянского водоканала», обслуживающего очистные, и администрации Невьянского городского округа. В стоках с очистных специалисты не обнаружили видимых загрязнений. По словам ответственных лиц, их и не может быть, потому как очистные работают исправно и свою основную функцию – биологическую очистку вод – осуществляют. Более глубокая очистка, например, от металлов или нефтепродуктов, здесь не предусмотрена, но за этими параметрами регулярно следят надзорные ведомства.

– Совсем недавно, 19 августа, на объекте была внеплановая проверка Центра гигиены и эпидемиологии – превышения допустимых параметров в сбросах не выявлено. И другие ведомства нас системно проверяют,  – поясняет директор «Невьянского водоканала» Сергей Воробьев.

По поводу того, что же плывет по Нейве, и от чего так же дурно пахнет, как от фекалий, директор «Невьянского водоканала» предполагает, что это продукты гниения водной растительности, которая очень активно развивалась этим теплым летом, а теперь так же активно отмирает. Подобную картину можно наблюдать и выше по течению Нейвы, еще до очистных. Особенно много этой взвеси на мелководных участках со стоячей водой.

– Конечно, на расстоянии невозможно определить, что же это такое, – объясняет Евгений Цурихин, научный сотрудник Всероссийского НИИ рыбного хозяйства и океанографии. – Нужны пробы воды, сравнительные характеристики с прошлыми периодами. Можно предположить, что это последствия отмирания и разложения фитопланктона. Даже на относительно больших водоемах можно наблюдать подобную картину, недавно мы столкнулись с этим во время обследования Вогульского пруду, в окрестностях Верхнего Тагила, где нынче было зарыбление сазаном. Для водных обитателей опасность в том, что в ходе этих процессов поглощается кислород, и в водоеме, особенно в непроточном, может наступить его дефицит, который приведет к замору рыбы. На частных прудах этому противостоят элементарно при помощи негашеной извести, в масштабах рек или больших водохранилищ какой-то панацеи нет, но она и ни к чему. Это естественный процесс, к которому рыба и другие водные обитатели научены приспосабливаться.

Будем надеяться, что ситуация, действительно, под контролем надзорных ведомств. И экстренное вмешательство в нее не потребуется, когда будет уже слишком поздно.

Евгений КОНОВАЛОВ