Регион

«Подняли по февральским меркам»

В Невьянском районе в очередной раз подорожал проезд на общественном транспорте

С 15 июня в Невьянском районе снова увеличилась стоимость проезда в пригородных автобусах. Пока не на всех направлениях, а только на быньговском и аятском, которые обслуживаются индивидуальным предпринимателем Эдуардом Шмаковым, но другие перевозчики, скорее всего, в ближайшее время тоже поднимут цены.

Июньское повышение вызвало недовольства невьянцев, прежде всего, по той причине, что до этого цены поднимались относительно недавно – в ноябре прошлого года. Обыватели проводят аналогии с порядком повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги и недоумевают, почему проезд дорожает чаще, чем один раз за год.

– Наши перевозчики работают по нерегулируемым тарифам. Контролировать стоимость проезда не вправе ни администрация, ни региональная энергетическая комиссия. Если бы тарифы были регулируемыми, в местном бюджете необходимо было изыскать около 20 миллионов рублей, и эта цифра взята не с потолка, а просчитана с учетом пассажиропотока. Поскольку перевозчики ничего не получают из бюджета, то и диктовать им стоимость билетов мы не можем, – комментируют в отделе городского и коммунального хозяйства администрации НГО.

– Удорожание проезда нам диктует жизнь, – вынужден признать индивидуальный предприниматель Эдуард Шмаков. – С февраля цены на запчасти и ГСМ выросли более чем в 2 раза. Если раньше моторное масло нам обходилось в 950 рублей, то сейчас оно стоит 1950 рублей, колесо на «ПАЗик» с 8500 рублей подорожало до 14-15 тысяч рублей. Мы уже не берем в расчет рост цен на газовое топливо, на котором работает наша техника, и недавнее повышение МРОТ. За основу взят февральский индекс, хотя после весной и летом тоже много чего случилось.

Как отмечает мой собеседник, перевозчики прекрасно понимают, что общественным транспортом пользуются отнюдь не богатеи, для которых добавить 10-15 рублей за проезд ничего не стоит. Перевозчики дорожат пассажирами, стремятся сохранить пассажиропоток, который по разным причинам неуклонно сокращается, потому что это их единственный заработок. Никаких дотаций, повторюсь, они не получают.

– Самое тревожное – даже не в том, что я перечислил, а в том, что в совсем скоро мы останемся без автобусов. Производство «ПАЗиков» прекращено, хотя это была самая доступная модель, которую можно было купить за пару миллионов. Следующая ценовая категория – «Векторы», и стоят они уже 6,5 миллионов рублей. Купить их мы точно не сможем. Дай Бог наши «ПАЗики» отъездят еще 3,5 года, оставшиеся до истечения сроков муниципального контракта, а дальше…

…А дальше ИП Шмаков не загадывает. Хотя всем очевидно, что без государственной поддержки (именно полновесной государственной, а не скромной муниципальной) перевозчикам никак не обойтись. Если, конечно, это государство еще способно задуматься о насущных проблемах своей страны, а не завоеванием соседних…

Евгений КОНОВАЛОВ