Регион

Пособия тонут в «пучине» долгов

Этим летом, в пору назначения целого ряда пособий на детей, прокурорские работники столкнулись с массой жалоб от населения по поводу того, что социальные выплаты «уходят» в счет погашения той или иной задолженности. При том, что их статус неприкосновенен – получатель должен воспользоваться этими деньгами по назначению, даже несмотря на долги. Как отмечает помощник Кировградского городского прокурора Кристина Степанова, в надзорное ведомство обратилось уже почти два десятка получателей пособий, которые не смогли ими воспользоваться. В один прекрасный момент деньги были списаны с арестованных банковских счетов, в рамках исполнительного производства. Кто виноват и что делать, пытаемся разобраться вместе с прокурорскими работниками.

До середины прошлого года социальные выплаты обладали прямым иммунитетом. Служба судебных приставов была не вправе накладывать арест на банковские счета получателей пособий, а если накладывала, то по заявлению самих граждан отменяла свое решение и возвращала списанные средства. В 2020 году, в силу изменений законодательства, арест счетов допустим (надо полагать, для того, чтобы должники не могли безгранично пользоваться этой финансовой лазейкой), но зачисление социальных пособий происходит со специальным кодом. Даже если счета арестованы, этот код не позволяет списать деньги в счет долгов.

– Зачисление происходит четко, никаких претензий ни к банкам, ни к органам соцполитики у нас пока нет. Дело в другом. Сами граждане для удобства переводят пособия на другие свои счета (разумеется, тоже арестованные), этот перевод уже не сопровождается никаким кодированием, и банки совершенно обоснованно списывают средства, – объясняет Кристина Михайловна.

То есть получатели-должники могут воспользоваться пособиями только с тех банковских счетов, на которые они (пособия) поступили.

Конечно, грустно за людей, которые усвоили этот урок только сейчас. Но еще печальнее осознавать, насколько мы все погрязли в долгах и кредитах: коммунальных, потребительских, ипотечных, и как тяжело нам в этой трясине приходится…

Евгений КОНОВАЛОВ