Невьянск

Погостов пока хватает

В эпоху пандемии из разных уголков России регулярно приходят известия о дефиците мест на кладбищах и прочих ритуальных сюрпризах, связанных с ростом смертности. Мы решили выяснить, как с этим обстоят дела в Невьянском районе, и задали несколько вопросов директору специализированного МБУ «Ритуал» Максиму Ветошкину.

По словам Максима Евгеньевича, за последние несколько лет число захоронений в районе растет. Еще в допандемийные 2018 и 2019 годы их было 670 и 702 соответственно. В 2020 году захоронили 732 человека. В текущем году захоронений уже 679, хотя до конца года еще полтора месяца, и, учитывая сложившуюся динамику, наверняка произойдет очередной рост.
Острого дефицита мест на муниципальных кладбищах не наблюдается. Городское «Осиновское» кладбище, общей площадью около 11 гектаров, на данный момент заполнено на три четверти (это с учетом резерва для семейных захоронений, рядом с нынешними могилами). Оставшейся территории должно хватить примерно на 5 лет, а в дальнейшем погост планируется расширить в северном направлении. К слову, и действующая территория «Осиновского» может «функционировать» в дальнейшем: это единственное кладбище в районе, где захоронения ведутся на максимальную нормативную глубину (1,8 метра), то есть подзахоронения по желанию родных здесь возможны в любом месте.
Ближе других к полному наполнению три сельских кладбища: на Цементном, в Таватуе и Быньгах. СМБУ «Ритуал» занимается оформлением документов и обследованием участков под новые погосты. Геологические изыскания, проведенные специализированной компанией, привели к выводу, что участок в районе поселка Таватуй не годится для обустройства кладбища (мешают болотистая местность и залежи гранита). Обследования в районе Цементного (в сторону Забельного) и Бынег (в направлении Верхних Таволог, справа от автомобильного моста через Нейву) дали положительные заключения. Впрочем, «заселение» новых погостов – дело не скорое. По словам Максима Евгеньевича, эта перспектива измеряется несколькими годами.
Пандемия внесла и некоторые коррективы в содержание ритуальных услуг. Во-первых, запрет на открытие гробов, в которых покоятся умершие от ковида, породил новую опцию: возможность оборудовать гроб «окошком» на уровне лица покойного. Примерно половина невьянцев, которые скончались от коронавирусной инфекции, хоронятся в гробах с «окошком» – таков выбор родных, несмотря на дополнительные расходы.
Еще одна примета пандемии для ритуальщиков – частые поездки в другие города за телами умерших. Как известно, тяжело больные пациенты с ковидом отправляются на лечение в другие города, прежде всего, в Нижний Тагил. Обратный путь для умерших – только на специализированной технике, за счет родных.
Евгений КОНОВАЛОВ