Регион

Так дорога строилась

По просьбе жителей поселка Калиново, которые сейчас ведут сбор подписей за асфальтирование дороги вокруг озера Таватуй, мы выкладываем в сеть нашу газетную публикацию о строительстве этой самой дороги. Стоит отметить, что грунтовка была построена без государственного финансирования – по инициативе жителей и при поддержке меценатов.

– В 2009 году мы создали некоммерческое партнерство «Поселок Калиново», определив для себя четыре ключевых направления в работе: содержание дорог в зимний период, борьба с несанкционированными свалками, поддержание порядка на берегу озера Таватуй и качественное энергоснабжение поселка. Но уже в 2010 году жители обратились с более глобальной проблемой – транспортной доступности Калиново, окрестных поселков и коллективных садов, – рассказывает руководитель НКО Илья Попов.

В сентябре 2010 года был объявлен сбор средств с жителей, и общими усилиями собрано около 1,5 миллионов рублей. Еще примерно 5,5 миллионов рублей помогли собрать городские власти при участии главы Невьянска Евгения Каюмова, который лично обратился за помощью к местным предпринимателям. Этих денег хватило, чтобы отсыпать участок протяженностью 3 километра, вдоль ЛЭП, немного подравнять и расширить еще 2 с небольшим километра узкой лесной дороги.

Но уже следующей весной болотистые участки пути заметно «просели». Потребовался более качественный скальный грунт, который авторы проекта «заприметили» в окрестностях Новоуральска. Там обустраивался новый полигон для утилизации ТБО, и вместо скальника строителям нужна была глина для укладки основания. С глиной, в свою очередь, помогла артель старателей «Нейва». Так, методом народной стройки, при участии городских властей и спонсоров, но без прямого бюджетного финансирования, дорога обрела основные черты, стала проезжей круглый год и для любого транспорта.

В 2014 году администрация Невьянского ГО завершила процесс ее документального оформления. Поскольку дорога проходит за пределами населенных пунктов, в муниципальной казне она оказаться не может. Городские власти признали ее бесхозяйным объектом, а затем через суд передали на баланс областного Управления автодорог. С тех пор на региональное ведомство возложены обязанности по содержанию и текущему ремонту.

В 2018 году в областном правительстве уже рассматривался вопрос о том, чтобы вывести дорогу на новый качественный уровень, но результатом встречи с участием общественности, местных властей и руководителей предприятий стало выделение 13 миллионов рублей на отсыпку. С тех пор дорога только поддерживается в рабочем состоянии, ни о каком совершенстве речь не заходит.

– Конечно, повышение качества, а значит, и статуса дороги повлечет и солидное финансирование, и непростые согласования (прежде всего, на расширение проезжей части за счет вырубки леса), но все это преодолимо. Тем более, не с нуля начинать, – рассуждает Илья Сергеевич.

– Среди жителей есть те, кто с опаской относится к этой идее, переживает, что хорошая дорога принесет в поселок больше беспорядка, ведь в Калиново и так каждое лето целые палаточные лагеря отдыхающих, гости ходят в туалет прямо под окна жилых домов. Но с проблемой дикого отдыха нужно бороться отдельно, и мы по мере сил это делаем, каждую неделю наводим порядок на берегу, призываем к сотрудничеству городские власти и областное минприроды. А самим жителям транспортная блокада явно не на пользу, – делает вывод мой собеседник.

…Поставить подпись под текстом письма в поддержку асфальтирования дороги можно по следующим адресам: в Калиново – в заводоуправлении, на проходной КХЗ, в магазине «Продукты», на улице Ленина, в УК «Демидовский ключ», на станции Таватуй подписные листы представлены в единственном магазине.

Евгений КОНОВАЛОВ